Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях современного мира.
Обеспечение безопасности ребенка — это задача, не менее злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот момент, когда беда уже случилась и изменить ничего нельзя…
Безопасность детей —
это система условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровьядетей, где бы они ни находились – дома, в детском саду, при перевозке их на всех видах транспорта, игре на улице (во дворе), хождении по дорогам, катании на коньках и горках, в походах и т.д. Безопасность детей обеспечивается взрослыми, несущими на себе ответственность за организацию их жизнедеятельности. При этом они опираются на предписания соответствующих инструкций, правил, положений, законов. Бездействие взрослых, ответственных за жизнь и здоровье детей, наказуемо по закону, равно как и действия вопреки инструкциям и правилам. Дети, не имеющие жизненного опыта, часто неосторожны, они не страшатся опасности, несмотря на предупреждения
Соблюдение техники безопасности и профилактика нарушений в быту
Антитеррористическая защищенность
Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)
Основные задачи по формированию навыков безопасности в детском саду
Задача взрослых – родителей, педагогов –обучать детей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ ).
В детском саду в игровой форме в соответствующей развивающей предметно-пространственной среде у дошкольников формируются знания и навыки сохранения здоровья и безопасного поведения. Проведение познавательных, развивающих, занимательных, спортивных, творческих мероприятий помогает решать следующие задачи:
1. Формировать представления об опасных для человека ситуациях.
2. Приобщать дошкольников к культуре безопасности.
3. Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.4. Обращать внимание родителей на необходимость воспитания у детей навыков безопасного поведения с раннего возраста.5. Распространять лучший опыт работы педагогов по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Много правил есть на свете,
Их должны запомнить дети!
В спички лучше не играть!
Дверь чужим не открывать!
Осторожность в гололед
От ушибов сбережет!
Для чего в саду забор,
На дороге светофор?
И, чтоб не было беды
Не шалите у воды!
Не бери без спросу нож!
И запомни, где живешь!
Про пожар, что нужно знать
И кого на помощь звать?
Ноль один, ноль два, ноль три
Ты запомни! И звони!
Основные формы и методы по формированию навыков безопасности в детском саду
В настоящее время в нашем детском саду применяются различные способы обучения детей безопасному поведению:
Во всех возрастных группах имеется наглядный и раздаточный материал по работе с детьми по формированию культуры безопасности. В каждой группе имеется игровое оборудование и атрибуты для проигрывания ситуаций: телефон, игрушки-муляжи, карнавальные костюмы полицейского, пожарного, спасателя, врача и др.
Во всех группах имеется богатый обучающий художественный материал: картины для рассматривания и бесед с детьми, тематические альбомы, копилки загадок, пословиц и стихотворений.
Малыши рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации, на которых изображены опасные ситуации, заставляющие думать и делать выводы о неправильном поведении.
Воспитателями и родителями изготовлены и приобретены дидактические игры по ОБЖ.
Моделирование и анализ заданных ситуаций. Педагогами составлена картотека проблемных вопросов, ситуаций, игровых приёмов по вопросам безопасности. («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, а я остался один», «Как бы ты поступил?», «Я потерялся»).
Знакомство с художественной литературой («Кошкин дом», «Как человек подружился с огнем», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки») о культуре безопасности идёт с воспитанниками всех возрастных групп.
Использование технологии сказкотерапии. Плодотворным является чтение русских народных сказок «По-щучьему веленью», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Зимовье зверей», сказок Ш.Перро «Красная шапочка», Г.Х.Андерсена «Снежная королева», С.Маршака «Двенадцать месяцев» и др. После чтения проходит активное обсуждение, в ходе которого дети указывают на неправильное поведение героев и предлагают правильные решения ситуаций.
Познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности… на воде, в лесу, на проезжей части» и т.д.
Просматривание презентаций и мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов», «Смешарики», «Азбука безопасности», «Фиксики» и т.п.
Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Ядовитые грибы и растения», «Собери дорожные знаки» и т.д.
16.08.2021 Спортивно-познавательное развлечение по безопасности «Весёлый поход с Почемучкой»
В ходе совместной театрализованной деятельности закрепляется ранее изученный материал по безопасному поведению в различных экстремальных ситуациях.
Проведение бесед с представителями (инспекторами) отдела ГО и ЧС, полиции, пожарной части, ГИБДД.
Показательные занятия по эвакуации с последующим рассмотрением и объяснением по комплектации и оборудованию.
Конкурсы поделок и рисунков на тему безопасности.
Проведение родительских собраний на актуальные темы, касающиеся безопасности детей. Домашние задания для родителей по совместной работе с детьми по изучению правил безопасности в быту и по дороге в детский сад и т.д.
Как обучать детей безопасному поведению?
В неблагоприятной ситуации дети и пожилые люди всегда страдают больше других. Пожилые – потому что уже слабы для того, чтобы противодействовать злу и угрозам напрямую, но у них все же есть необходимый жизненный опыт, с помощью которого они могут благополучно уберечься от неприятных случаев в своей жизни. Дети же не имеют ни сил, ни жизненных навыков, и по этой причине, они в наибольшей степени незащищены.
Задумайтесь, ежедневно в среднем в нашей стране гибнет в результате несчастных случаев 4 ребенка, в неделю – детский сад теряет целую группу детей, каждый год (в мирное время!) в стране погибает полторы тысячи юных граждан.
Основным источником трагических случаев является незнание правил безопасности, а чаще всего, их несоблюдение.
Безопасность детей, начиная с того момента, как они начинают делать первые шаги, должна быть одной из главных забот родителей. К огромному сожалению, такой приоритет у этой проблемы бывает не всегда.
Беда поджидает детей повсюду: дома (работающие электробытовые приборы, спички и зажигалки, взрывоопасные предметы, химические вещества), на улице (стремительный поток транспорта, преступники и хулиганы), за городом (в лесу, в горах, на водоемах). Поэтому не следует терять из виду и забывать о том, что чревато для них опасностью. Следует знать, что может таить в себе опасность для детей и заранее создавать условия, гарантирующие их безопасность. Не ждать того момента, когда что-нибудь случится и, скорее всего, что-либо предпринимать будет уже поздно.
Давайте задумаемся, почему с нашими детьми случаются несчастья. И дадим честный ответ – потому — что мы сами не готовим их к тому, что возможно может с ними произойти, не учим их, как правильно вести себя в той или иной ситуации, вовремя, или хотя бы на первых порах, не контролируем то, как они выполняют наши рекомендации, а самое главное, сами не бываем примером для их правильного поведения.
Не имеет значения, кто ваш ребенок – малыш или подросток – всегда необходимо думать о безопасности детей и обучать их правилам, выполнение которых поможет избежать трагических событий.
Очень важно в первую очередь и как можно раньше начать воспитывать в ребенке чувство самосохранения наравне с уверенностью в себе. Детей необходимо учить быть бдительными и уметь держать под контролем чувство страха. Они обязаны твердо усвоить, что всегда могут попросить помощи у близких взрослых людей.
Алгоритм обучения детей
безопасному поведению
Учить ребенка безопасности нужно с самых ранних лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.
- Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений.
- Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности.
- Ребёнок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда.
- Будьте для ребёнка образцом – не делайте для себя исключений.
- Лучше ребёнку важную информацию предоставить в форме символов и образов, что отлично действует на подсознание.
- Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»: сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.
Когда, в каком возрасте обучать детей безопасному поведению?
К каждому возрасту нужен свой подход.
Для малышей — игра — лучший способ познания мира. Сгодятся сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки или утюга пальчиком – научить, что такое «горячо». Не достаточно просто запрещать и говорить «нельзя» нужно объяснять почему.
Дошкольникам постарше – моделировать путь из детского сада домой, различные ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если…
Школьникам – давать нужную литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к авторитетам.
Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.
Уважаемые родители!
Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным.
Многое зависит от вас!!!
Итак, для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка, взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных требований безопасности.
В первую очередь с ребёнком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребёнок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.
Второе – родителям необходимо создать ребёнку благоприятные условия в жилище, используя всевозможные защитные механизмы, приспособления и соблюдая самим правила пожарной безопасности.
Еще одно из главных условий безопасности ребенка — это его к вам доверие. Что бы с ним не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в детском саду, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.
Полезные ссылки
- Сайт для детей и родителей «Спас экстрим».
- Портал об обеспечении безопасности детей «Безопасность детей».
Родители, берегите своих детей!
Документы образовательной организации
- Лицензия на осуществление медицинской деятельности
- Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик»