Нормативно-правовые документы
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями)
Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей в силу различных причин. Однако в XX — XXI в.в. социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в наличии в обществе детей, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В настоящее время расширяется категория так называемых «скрытых сирот», к которым относят детей из неблагополучных семей и чьё положение скрыто от государства и они долгое время не получают помощи.
Именно поэтому профилактическая работа с неблагополучными семьями является приоритетным направлением в предупреждении и предотвращении социального сиротства. Наиболее эффективно данная работа будет строиться на основе межведомственного взаимодействия различных органов и организаций по работе с семьёй.
Субъекты профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия
В России действует сразу несколько органов и организаций, которые выявляют неблагополучные семьи и помогают им. Все вместе эти органы называют «органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Комиссия по делам несовершеннолетних — это главный орган в этой системе. Но большую работу также проводят органы управления социальной защитой населения, образовательные органы и организации (в т.ч. детский сад), органы опеки и попечительства и полиция по делам несовершеннолетних.
Следует отметить, что у органов профилактики нет единой универсальной методики работы с неблагополучными семьями — для каждой конкретной семьи подбирается свой набор подходов и социальных услуг.
Раннее выявление социального неблагополучия в семьях
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно — гигиеническими нормами);
* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;
* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Происходит это следующим образом.
Ежегодно, в начале учебного года, создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Выясняются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семей, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагогов-специалистов) заполняются социологические карты дошкольников всех возрастных групп. На основании полученных сведений в дошкольной организации составляется социальный паспорт ДОУ. Данные из социального паспорта позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Ежегодно происходит корректировка социального паспорта в связи с выпуском детей в школу и набором новых воспитанников.
В работе с семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Положение о порядке выявления детей и семей, находящихся в социально опасном положении
Задачей коллектива детского сада является поддержание семьи социального риска, даже в самых сложных ситуациях, над линией границы сохранности семьи, используя арсенал доступных действенных средств.
В детском саду назначен ответственный за работу по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия — инспектор по охране прав детства.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.
Для этого ежегодно разрабатывается и реализуется план по организации работы по раннему выявлению детей из семей группы риска.
План по организации работы по раннему выявлению семей группы риска на 2023-2024 учебный год
Таким образом, привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, акциях, выставках, конкурсах совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
В конце учебного года проводится анализ работы ДОУ по раннему выявлению семейного неблагополучия с подготовкой обязательного доклада.
Неблагополучная семья — это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют родительские обязанности или жестоко обращаются с детьми.
В законодательстве нет термина «неблагополучная семья». Вместо него используются термины «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «семья, находящаяся в социально опасном положении» и «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».
Неблагополучные семьи можно разделить по типам:
В дошкольном учреждении на постоянной основе ведётся информационно-методическая работа по раннему выявлению семейного неблагополучия среди педагогов и информационно- просветительская среди родителей (законных представителей) воспитанников.
Информация для педагогов
Консультация для педагогов «Понятие и типы неблагополучных семей»
Памятка «Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?»
Памятка «По каким признакам можно определить, что в отношении ребенка применяется насилие»
Консультация для педагогов «Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, пути их решения»
Информация для родителей
(законных представителей)
Памятка «Вредные привычки родителей и их влияние на детей»
Консультация для родителей «Откуда берутся детские страхи»
Памятка «Помогите своему ребенку стать счастливым»
Памятка «Различие между обидным наказанием и жестоким обращением»
Консультация для родителей «Сказка – великая духовная культура народа»
Наглядно-информационная работа
В коридорных рекреациях детского сада оформлены по теме информационные стенды «Для вас, родители» и «Мы — дети, и мы имеем право…»