Доступная среда

Требования к контенту раздела

«Доступная среда» — программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.

   Повышенное внимание, оказываемое государством проблемам людей с ограниченными возможностями в начале 21 века, неслучайно. К моменту начала разработки программы число инвалидов в РФ, особенно среди детей, сильно увеличилось: таковыми были официально признаны почти 9% россиян, причем около 30% из них были людьми трудоспособного возраста. Угрожающими темпами росло количество детей, которые инвалидами признавались уже с рождения.

     Таким образом, огромный пласт населения фактически оказался исключенным из общественной жизни по причине различных барьеров — как физических, так и психологических, которые встают на пути у инвалидов, желающих активно участвовать в жизни общества. В целях устранения этих барьеров и была создана программа «Доступная среда».

         Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия  для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство  с минимальной помощью посторонних.

  Поэтому функциональная задача образовательной организации — найти способы решения, обеспечить ту самую «безбарьерную среду».

Законодательная база обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования

Федеральный уровень

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в РФ«

Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»

 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011-2020 годы»

 Муниципальный уровень

Постановление администрации г. Рассказово от 28.08.2020 № 1172 «О внесении дополнений в Положение о порядке установления, начисления, взимания и расходования платы, взимаемых с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Постановление администрации г. Рассказово от 28.08.2020 № 1169 «О размере ежемесячной родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) , имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных организациях города»

Родителям важно знать!

      Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
— дошкольное воспитание;
— внешкольное воспитание и образование;
-среднее общее образование;
-среднее профессиональное образование;
-высшее профессиональное образование.

         Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

       Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

         Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

         Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

       Сведения об  обеспечении условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан в МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик»

  Среди воспитанников МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик» присутствуют дети, имеющие фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, а также дети-инвалиды.

  В ДОУ разработаны: «Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)» и «Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)».

  Коррекционно-развивающая работа проводится всеми воспитателями и специалистами ДОУ. В штате сотрудников имеются педагог-психолог и учитель-логопед, имеющие соответствующее образование. Педагоги, работающие в группах комбинированной направленности, прошли курсы повышения квалификации по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО (инклюзивное образование)».

  Логопедическая коррекционная работа проводится с использованием следующих программ:

  • Нищева Н.В. «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»

В целях обеспечения эффективной работы с детьми с особенностями в воспитании, обучении и адаптации в ДОУ создан психолого-педагогический консилиум (ППк  ДОУ).

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающими дошкольное образовательное учреждение

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями).
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ППк  ДОУ, в который входят все специалисты ДОУ.
  • Создание условий для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ.
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута.
  • Проведение промежуточной диагностики и анализ полученных данных.
  • Консультирование родителей.

  Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

     План работы с ребенком с ОВЗ включает следующие мероприятия:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
  • Далее под руководством педагога-психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик»

№№ п/п Наименование условий Сведения о наличии и реализации условий
1 Специально оборудованные учебные кабинеты В учреждении оборудовано 6 групповых помещений, в том числе предназначенных для проведения практических занятий, объекты спорта и музыки, имеются средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

Дети с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности, в условиях которых осуществляется инклюзивное образование. В группах комбинированной направленности оборудованы речевые уголки, которые содержат необходимые пособия, игры, дидактические средства для коррекции и автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями (в том числе с ОНР и ФФНР).

В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).

В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших группах – уголки ряженья.

2. Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Для организации  оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ функционируют кабинет учителя-логопеда и кабинет педагога-психолога, оснащенные необходимым оборудованием, материалами и пособиями.

Кабинет учителя-логопеда предназначен для

-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.

-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

1.Оснащение кабинета:

-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;

-зеркала для индивидуальной работы;

-шкафы для хранения пособий;

-столы для детей;

-стулья детские;

-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам;

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы»;

в) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации;

г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

Кабинет педагога-психолога используется для проведения  диагностической, коррекционной, консультативной, психопрофилактической работы, реализации задач по организации психологического сопровождения педагогического процесса.

Музыкальный зал

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием:  пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

3. Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Отдельного помещения для библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.

В библиотеке детского сада отсутствует специальная литература, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

4. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Освещенность – естественная и искусственная.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.

5. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.);

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).

-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.);

В группах созданы следующие центры:

Центр сенсорного развития – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие.

Моторно-двигательный центр  – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.

Учебно-познавательный центр, содержащий материалы для развития памяти и внимания, развития мышления, материалы для развития речи и представлений об окружающем, материалы для формирования учебных навыков.

6. Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации     Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников.

Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, пандус в образовательной организации отсутствуют.

Входная площадка ДОУ оборудована звонком при входе, вывеской с названием организации, планом здания. Все перила в здании и на крылечках детского сада имеют яркую контрастную окраску жёлтого цвета. На ступеньки лестничных пролётов, крылечек также нанесена контрастная разметка ярко жёлтого цвета.  При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Все сотрудники регулярно проходят инструктаж по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг для инвалидов.

Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.

7. Специальные условия питания В ДОУ организовано сбалансированное  четырехразовое питание детей в соответствии с примерным 20 — дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ.

Родители детей-инвалидов освобождены от родительской платы за присмотр и уход за детьми. Детям с ОВЗ предоставляется дополнительное бесплатное двухразовое питание (второй завтрак и полдник). на основании действующего Постановления администрации города Рассказово.

8. Специальные условия охраны здоровья В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду  имеется медицинский блок: кабинет медсестры, процедурный кабинет, изолятор.  В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору  с ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ», в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры).

Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью  ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

·           проведение профилактических осмотров;

·           мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

·           осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

·           обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

·           осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

·           осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

9. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети «Интернет» — 3 точки, в том числе для учебно-вспомогательного целей — 2.

Локальная сеть обеспечена доступом к сети «Интернет». Оказание данных услуг осуществляется провайдером ОАО «Ростелеком»;

Разработан и действует сайт МБДОУ «Детский сад № 6 – «Цветик» — http://mbdouds6.org.ru/

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

10. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,  не предусматриваются.

 

11. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования Для проведения образовательной деятельности с детьми применяется мультимедийное оборудование, имеются электронные обучающие презентации. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводится подбор и разработка учебных материалов в печатной и электронной формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

В детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

— мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;

— музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);

— магнитофоны, телевизоры (в каждой возрастной группе)

— Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

12. Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено.
13. Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
14. Предоставление услуг инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме  

Услуга не предоставляется.

15. Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому)

Постановление администрации г.Рассказово Тамбовской области №2185 от 30.11.2015 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах образования и культуры на территории города Рассказово Тамбовской области»

Дорожная карта

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образованияНиз

город Рассказово Тамбовской области